Одной из особенностей современной России стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма:экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

   Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций в РФ, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

   При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном  влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

   Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

   Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

   Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

   В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим  в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

   Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

   Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

   На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

 

 

Информационные материалы по антитеррору


 


Во исполнение поручения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, разместить на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных учреждений, официальных сайтах муниципальных образований Республики Алтай информационные материалы по антитеррору. 


-------------------------------------------------------------------------------------


Система противодействия терроризму

Сегодня, в большинстве стран мира, подвергшихся террористическим атакам, необходимость борьбы с терроризмом осознана и закреплена как общегосударственная задача. В Российской Федерации, с середины 90–х годов, начала создаваться общегосударственная система противодействия терроризму и экстремизму. После принятия Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О про¬тиводействии терроризму» и вступления в силу Указа Президента Российс¬кой Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в Российской Федерации заложены основы формирования эф¬фективной общегосударственной системы противодействия терроризму.
Ежегодно в нашей стране реализуются различные мероприятия, направленные на совершенствование государственной системы противодействия террористическим проявлениям.
Ситуация в области противодействия терроризму сохраняет тенденцию к нормализации, но остается сложной в связи с продолжающейся деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе, распространением идеологии терроризма в социальных сетях, активизацией деятельности международных террористических организаций, особенно после начала решительных действий против группировки ИГИЛ в Сирии.
В прошедшем году спецслужбам удалось предотвратить более 40 преступлений террористической направленности, в том числе атаки в крупных городах. Борьба с экстремистами идет по всем направлениям, в том числе в виртуальном пространстве.В 2016 году заблокированы более 25-ти тысяч интернет-сайтов, заморожены счета двух тысяч подозреваемых в причастности к экстремизму, уничтожены и задержаны сотни боевиков.
В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевой работы нейтрализованы 129 боевиков, в том числе 22 главаря банд подполья. Задержаны 898 бандитов и их пособников. Реализованы дополнительные меры по предотвращению участия граждан России в международных террористических организациях. Пресечена деятельность 34 вербовщиков вовлекавших россиян в террористические структуры на территории нашей страны.
В результате скоординированных действий федеральных органов государственной власти за прошедший год удалось в 2,5 раза сократить террористическую активность как по стране в целом, так и непосредственно в Северо-Кавказском регионе.
По словам руководителя информационного центра Комитета Андрея Пржездомского, в России создана система, позволяющая выявить боевиков-наемников, прошедших обучение за рубежом, и действенность этой системы подтверждается статистикой и результатами работы соответствующих органов. Он также отметил, что НАК известны основные маршруты переброски завербованных российских граждан в Сирию и Ирак.
Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ. Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.
Стоит отметить что, несмотря на все усилия государства, не надо забывать, что эффективность борьбы с терроризмом во многом зависит не только от работы спецслужб и правоохранительных структур, но и от всего общества в целом. В этой связи необходимо участие в профилактике этого явления каждого гражданина, оказание органам правопорядкапосильной помощи, в том числе своевременного доведения до правоохранительных структур имеющейся информации о фактах и признаках подготовки или совершения актов терроризма.




------------------------------------------------ 
Правительство Республики Алтай
Управление информационной политики-пресс-служба Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай
(38822) 29428; 27744; 26614